Чтобы можно было писать в чате нужно войти в свой аккаунт.
Страница 2 из 2«12
Архив - только для чтения
Форум » Архив » Корзина » Класс грамматики (Грамматика для базисных групп)
Класс грамматики


Преподаватель: Decoysie (Бета Высшего Ранга)

Лекция №1 - «Не», слитное и раздельное написание.
Лекция №2 - Особенности правописания «ни» и «не».
Лекция №3 - Правописание частиц. Знаки препинания перед союзом "как".
Лекция №4 - Обороты. Производные (непервообразные) предлоги.
Лекция №5 - Пунктуация с составными подчинительными союзами.
Лекция №6 - Вводные слова.
Лекция №7 - Виды сложных предложений. Прямая речь.
Виды сложных предложений


В русском языке нам известно три группы сложных предложений:
- сложносочиненные предложения (ССП),
- сложноподчиненные предложения(СПП),
- бессоюзные предложения (БП).

Сложносочиненные предложения.
Это сложные предложения, состоящие из двух или более грамматических основ, которые связаны между собой сочинительными союзами (и, "да" в значении "и", но, а и т.д.), и отделяются запятой.
Была хорошая погода, и мы пошли гулять.

В ССП запятая не ставится только в одном случае: когда есть общий член.
В ноябре многие ученики заболели и наш класс закрыли на карантин. (Оба действия происходят в ноябре, а потому тут запятая не требуется, хоть это и ССП)

Грамматические основы ССП не зависят друг от друга, являются свободными и независимыми. При желании сложносочиненное предложение можно разбить на два или более (в зависимости от количества грамматических основ) предложений. В ССП можно поставить, запятую, точку или точку с запятой.

Сложноподчиненные предложения.
А вот тут уже все не так просто. В сложноподчиненном предложении одна часть зависит от другой, то есть одна - главная, а другая - придаточная, или зависимая.
Я улыбнулась, когда мама посмотрела на меня. Мальчик заплакал, потому что одноклассники его обижали.

Части сложноподчиненных предложений связаны между собой с помощью подчинительных союзов (что, когда, который, как и т.д.) или союзных слов. Из-за обилия этих союзных слов и самих союзов различают, в свою очередь, несколько придаточных частей в СПП (придаточное уступки, времени, изъяснительное, определительное, образа действия, цели, места, условия и т.д.).
В сложноподчиненном предложении можно поставить только запятую (-ые) (в зависимости от количества придаточных частей) или точку с запятой (также зависит от количества придаточных частей).
Когда мне было плохо и когда хотелось умереть; когда солнце ушло за горизонт и никогда не осветит землю снова; когда всю планету окутал липкий мрак страха и одиночества, я решительно посмотрела вперед и громко, чтобы всем было слышно, сказала: "Я никогда не сдамся!"
В этом примере четыре однородных придаточных части, а также одно придаточное, связанное с остальными параллельным соединением. Таким образом, в СПП бывает три вида связи придаточных: однородная (придаточные относятся к одному слову и отвечают на один вопрос); последовательная (придаточные идут друг за другом, но относятся к разным словам и отвечают на разные вопросы); параллельная (придаточные находятся в разных частях предложения, относятся к разным словам и отвечают, как правило, на разные вопросы).

Бессоюзные предложения.
Бессоюзные предложения - это сложные предложения, чьи части никак не связаны между собой. Отсюда и название - бессоюзные. В этих предложениях нет ни союзов, ни союзных слов.
Я пошел гулять, мама мыла посуду.
В БП (бессоюзных предложениях) можно поставить либо точку, либо точку с запятую, либо запятую, либо тире, либо двоеточие. Все зависит от ситуации. Рассмотрим это подробнее.

1. Постановка двоеточия.

- есть обобщающее слово.
Он взял с собой все: одежду, ванные и туалетные принадлежности, полотенца, фен, миксер.

- двоеточие можно заменить на "а именно".
То видит он:(а именно) на талом снеге,
Недвижим юноша лежит.


- двоеточие можно заменить на "потому что".
Он не пошел гулять: (потому что) на улице шел дождь.

2. Постановка тире. Здесь вы можете изучить все правила постановки тире.

- можно подставить "если".
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
(Если) Откажут — (то) мигом утешался;
(Если) Изменят — (то) рад был отдохнуть


- если наблюдается резкая смена событий.
Он открыл дверь - мышь шустро скользнула в норку.

- противопоставление (можно заменить тире "а").
Не я ошиблась, когда составляла список, - (а) моя мама.

- следствие, можно заменить на "поэтому".
На улице не было дождя - (поэтому) я пошла гулять.

Точка с запятой ставится в сложном предложении, когда оно слишком распространено или и так уже перенасыщено знаками препинания, а точку вы пока ставить не собираетесь. Также точка с запятой ставится, когда части бессоюзного предложения никоим образом не связаны друг с другом. Таким образом получается: точка с запятой - аналог точки.

Прямая речь.


Здесь хочу объяснить вам не по-научному, а на пальцах, пусть не осудят меня за это.

Итак, чаще всего вы будете использовать такую форму прямой речи:

- Реплика, - слова автора.

Что тут необходимо запомнить:

1. Если слова автора начинаются с глагола (так называемая инверсия), то ставится запятая (воскл., вопрос. знаки), а слова автора с маленькой буквы.
- Привет, - сказал он. (Привет!(?) - сказал он.)

2. Если слова автора не относятся к реплике напрямую, а также начинаются с существительного, местоимения и т.д. чаще всего ставится точка, а слова автора с большой буквы. Это касается и того, когда реплику произносит один герой, а слова автора говорят о другом герое.
- Привет. - Он улыбнулся.
- Какой бардак. - Вещи были разбросаны.
- Я люблю тебя, Наруто. - Узумаки промолчал.

Однако если слова автора очень близки с репликой, допустимо поставить запятую.
- Не уходи, - мой голос дрожал.

Что делать, если слова автора вклиниваются в реплику? Поступаем следующим образом:

1. Если предложение прерывается.
- Реплика,(...) - слова автора, - ...реплика.
- Замолчите... - она задохнулась, - вы, наконец!

2. Если предложение окончено.
- Реплика, - С(с)лова автора (тут либо маленькая буква, либо большая, см. выше от чего это зависит). - Реплика.
- Смотри, что я нашла. - Она протянула ему ладонь, на которой была монета. - Это ведь целое богатство.
- Я люблю тебя, - произнесла она. - Я так сильно тебя люблю.

3. Если присутствуют любые присоединительные слова или выражения к словам автора(глаголы).
- Реплика, - С(с)лова автора присоединительное слово: - Реплика.
- Я опоздала, - промямлила она и добавила: - Простите.

Остальным я даже головы вам забивать не буду, так что, думаю, на этом я заканчиваю нашу лекцию. Спасибо за внимание.

Лекция составлена Decoysie
Итак, девочки, это последняя лекция по грамматике.
Теперь пойдут ДЗ с целью выявления того, как вы все усвоили материал.

ДЗ №1:

Написать коротенький отрывок, 20-25 предложений, в котором присутствовало бы всё то, что мы с вами прошли. На выполнение неделя, то есть сдать необходимо до 26 сентября. Удачи:3
Ужас... как же я замоталась, что пропустила лекцию ТТ
спасибо за урок)
приступаю к написанию ДЗ.
сохранить спокойствие - лучший ответ.

анонимно_спросить
Эм... кхм... словом вот и сделанное Д/З. вот только почему-то моя интуиция подсказывает, что моя хроническая невнимательность достигла своего пика ><, потому не удивляйтесь ошибкам.^^' Словом, приятного прочтения и буду ждать строгой оценки. Воть).
сохранить спокойствие - лучший ответ.

анонимно_спросить
Ну. Не совсем 25 предложений. Одна страничка. Я КАЮСЬ, НО МЕНЯ БЫЛО ПРОСТО НЕ ОСТАНОВИТЬ, ССОРИ. Не уверена, что абсолютно все орфограммы, но я старалась все по списку впихнуть.

Отредактировала Vredina28 - Воскресенье, 28 сентября 2014, 02:32
Единственная

Девочки, всё в скором времени проверю ^_^
- Вы верите в единорогов?
- Это единственное, во что я ещё верю...


Вопрос? Ответ!




Девочки, очень достойно. Вижу, что материал вы усвоили очень хорошо. Посмотрите на свои ошибки, перечитайте ещё раз лекции. Врединка, у тебя так вообще не ошибки, а очепятки, но всё равно будь внимательнее. Катефочка, немного путаешься с тире, лучше его не ставить там, где оно лишнее.
А так, повторюсь, всё на уровне, порадовали меня:)))

А теперь ваше второе задание для закрепления материала:



На ДЗ у вас три дня, сдать в воскресенье, 5 октября, мне в ЛС. Удачи, мои красотули:3
Цитата Decoysie ()
Катефочка, немного путаешься с тире, лучше его не ставить там, где оно лишнее.

угумсь, постараюсь больше не путать^^
сохранить спокойствие - лучший ответ.

анонимно_спросить
Итак, наш цикл грамматики подошёл к концу, а это значит, что с понедельника начнется цикл, посвящённый непосредственно фикрайтерскому искусству. Вы большие молодцы, желаю вам успеха и в дальнейшем:***

С понедельника лекции будут выставляться в аудитории Базис-1:)
- Вы верите в единорогов?
- Это единственное, во что я ещё верю...


Вопрос? Ответ!
Форум » Архив » Корзина » Класс грамматики (Грамматика для базисных групп)
Страница 2 из 2«12
Поиск: